«Верните трамвай на проспект»: Илья Варламов описал десять главных проблем Уфы

13.04.2021
Российский урбанист и блогер Илья Варламов, посетив Уфу, подвел итоги визита в отчете «10 проблем Уфы», опубликованном в виде иллюстрированного буклета, в котором он подробно описывает транспортные, градостроительные и коммунальные трудности Уфы.

Первой проблемой урбанист называет «связность города и самодостаточность районов». Иначе говоря, по мнению Варламова, множество затруднений создает сама география города, который, по сути, представляет собой слияние двух городов и по форме напоминает восьмерку, ограниченную рельефными особенностями – двумя реками и холмами. В результате в городе отсутствует магистральный транспорт, а весь существующий трафик упирается в два проспекта, которые и являются главными транспортными артериями большого города.

Попытки городских властей решить проблему за счет расширения улиц, демонтажа трамвайных путей, строительства внеуличных переходов обернулись неудачей.

– Пытаясь удовлетворить спрос на автомобильные поездки и увеличить пропускную способность отдельных перекрёстков за счёт других категорий жителей, городские власти лишь стимулировали поездки на личных автомобилях, – пишет урбанист.

В качестве решения этой проблемы Варламов предлагает путем создания альтернативы личному автомобилю в виде удобных вело-пешеходной инфраструктуры и надёжного общественного транспорта. В частности, восстановить трамвайные линии, особенно – на проспекте Октября. Также Варламов предлагает уходить от концепции разделения городских районов по функциям, что позволит развивать пешеходную и велосипедную инфраструктуру, а также снизить транспортную нагрузку на дорожную сеть, так как уберет вынужденные поездки.

Во втором пункте своего отчета Варламов касается проблемы сохранения в городе исторических построек. Блогер отмечает, что попытки властей решить проблему аварийного жилья и переселения жителей, приводят к тому, что дом стоит пустым и ветшает или же сносится с последующей застройкой участка. В результате в городе активно уничтожают историческое наследие, причем не только отдельные здания, а целые исторические панорамы.

Варламов предлагает властям создавать условия для жителей и бизнеса, в которых будет выгодно поддерживать историческую застройку в надлежащем виде и сохранять наследие. Урбанист считает, что необходимо запускать программы льготной аренды и продажи исторической недвижимости с обязательством по восстановлению внешнего вида.

– Важно понимать, что при работе с историческим наследием необязательно восстанавливать здание в оригинальном виде. Часто для рядовой и фоновой̆ исторической застройки допускается руинирование и вмешательство с сохранением ценности ландшафта и подлинности объектов. Стоит придерживаться принципа ревалоризации наследия, – пишет блогер.


Третьей проблемой Уфы Илья Варламов называет транспортный сервис города, который он характеризует как «ужасный».

Стоит отметить, что, описывая ситуацию с общественным транспортом Уфы, урбанист называет редкие и нерегулярные маршруты, зависимость от транспортной ситуации в городе, отсутствие на остановках расписания и схем маршрутов. По словам урбаниста, основная масса подвижного состава – это высокопольные автобусы малого класса. Нельзя не отметить, что все перечисленные Варламовым проблемы актуальны в большей степени для «до-хабировского периода». Теперь на смену забитым «газельками» улицам пришли переполненные салоны «Башавтотранса».

Тем не менее блогер предлагает перевести маршруты на брутто-контракты, когда город забирает себе оплату за проезд и платит предприятию за выполненную работу.

– Для повышения эффективности работы также рекомендуется в процессе реформы организовывать выделенные полосы в проблемных коридорах, работать над информированием, улучшать доступность остановок и пересадок, – пишет урбанист.


Четвертая проблема Уфы, по мнению Варламова, связана с парковками. Так, он утверждает, что городские власти своими действиями стимулируют горожан ездить на личных автомобилях, что создает проблему нехватки для всех парковочных мест, образования стихийных парковок вдоль тротуаров, что лишь усиливает проблему перегруженности улиц.

Для решения этой проблемы, по мнению урбаниста, необходимо мотивировать людей отказаться от поездки на личном автомобиле в пользу общественного транспорта, велосипедов и средств индивидуальной мобильности. Во-первых, говорит Варламов, необходима деавтомобилизация за счёт развития общественного транспорта. Этот путь решения подробно описан в первой проблеме города. Во-вторых, необходимо регулирование парковок и строительство внеуличных паркингов.

– От попыток удовлетворить бесконечный спрос на парковки необходимо переходить к управлению спросом. Проще всего это сделать экономически: ввести плату на ограниченный ресурс, – пишет урбанист. В своих видео он не раз говорил о необходимости введения платных парковок в городах России.

Пятая проблема, которой касается Варламов, – игнорирование запросов пешеходов. В частности, опасные узкие тротуары, превращенные в парковки, отсутствие безбарьерной среды.

Урбанист предлагает на уровне города разработать стандарт обустройства пешеходных пространств – улиц, проспектов, набережных, площадей и прочее в виде методических рекомендаций или набора типовых решений.

– Главная задача стандарта — систематизировать подход к проектированию и содержанию городских пространств, создав минимальный гарант качества. Подобный документ должен быть принят на уровне города в составе правил благоустройства или как самостоятельный нормативно-правовой акт, обязательный для применения всеми муниципальными заказчиками, – пишет Варламов.

Следующая, шестая, проблема тесно связана с предыдущей, но, как отмечает Варламов, она заключается не в комфорте и безопасности городской среды, а в самой возможности ею пользоваться. Речь идет о доступности среды для маломобильных групп граждан.

Блогер отмечает, что маломобильные группы граждан – это не только инвалиды-колясочники.

– Порядка одной трети всех жителей города относится к маломобильным группам: пенсионеры, люди с инвалидностью или просто сумками, дети, родители с коляской, велосипедисты, самокатчики, – пишет Варламов.

По мнению урбаниста, важно не пытаться приспособить недоступную среду для нужд исключительно маломобильных групп граждан с помощью специальной навигации, аппарелей или лифтов, а создать среду с универсальным дизайном. Универсальный дизайн среды — подход, при котором пространство изначально ориентируют на нужды людей с ограничениями.

Седьмой проблемой города Варламов называет наш долгострой – набережную реки Белой. По его словам, набережную спроектировали не как комфортное общественное пространство, а как инженерное берегоукрепление с тротуарами. В результате получились километры дорожек из бетона без точек притяжения, доступа к воде и комфортной среды. Также он отмечает, что попасть на набережную пешком или на велосипеде проблематично, легче сделать это на автомобиле из-за того, что есть лишь несколько въездов.

– В таком виде набережная не улучшает жизнь горожан, не создаёт туристическую привлекательность, а лишь генерирует убытки для бюджета, – пишет урбанист.

Варламов предлагает применить метод «тактического урбанизма» – быстро и недорого изменять пространство с помощью некапитальных средств. Например, в теплое время года обустраивать пляжную зону с песком или проводить городские фестивали.

Восьмой проблемой, ближе к концу списка, Варламов указывает излюбленную тему – отсутствие в городе велоинфраструктуры.

Стоит отметить, что на днях Варламов прокатился на велосипедах с мэром города Сергеем Грековым, а незадолго до этого в своем блоге он высмеял «убитую» велодорожку на спуске в Сипайлово, которую назвал «самой креативной в России».

По мнению урбаниста, для улучшения велосипедной инфраструктуры в Уфе необходимо на городском уровне разработать и закрепить транспортную стратегию с показателями качества для каждого вида мобильности, в том числе направленную на снижение аварийности и рост числа пользователей велосипедом. Он полагает, что обязанность по развитию велотранспорта и средств индивидуальной мобильности необходимо закрепить за транспортным ведомством города.

Следующая, девятая, проблема – еще один излюбленный конек урбанистов, в том числе Варламова, это отсутствие дизайн-кода города. Блогер отмечает, что в Уфе нет единого подхода к оформлению вывесок, работе с рекламой и дизайном городских пространств. Из-за большого количества визуального мусора город теряет уникальный вид, искажается восприятие архитектуры и возникает эффект баннерной слепоты.

В качестве решения Варламов предлагает на уровне города разработать и внедрить дизайн-код. Для этого необходимо изучить типовую застройку города, разбить улицы по категориям исходя из морфотипа застройки, после чего прописать для каждой категории типовые решения и правила размещения вывесок на фасадах и рекламных поверхностях. В данном документе также рекомендуется прописать требования к уличной мебели, чтобы её дизайн гармонировал с окружающей застройкой.

Последней, десятой, проблемой Уфы Варламов называет бессмысленное перекрытие города заборами, мешающими пешеходам и транспорту. В качестве примера он приводит территории УГАТУ и РКБ имени Куватова.

– Ограждение целых кварталов осложняет доступ людей к социальным учреждениям, вредит проницаемости городской среды и ухудшает её качество. Такие решения усложняют эвакуацию людей в случае чрезвычайных ситуаций, а также работу для экстренных служб, – пишет блогер.

Рассматривая пути решения проблемы, Варламов отмечает, что территории учреждений огораживаются заборами согласно антитеррористическим законам, в то время, как зачастую законом предусматривается ограничение для прохода и пропускной режим лишь на территорию зданий этих учреждений, а не всей территории. Блогер полагает, что для решения этой проблемы необходим диалог между муниципалитетом и администрациями учреждений для поиска способов выполнения требований и сохранения удобства города.

Источник: https://prufy.ru
Подробнее ознакомиться с буклетом можно непосредственно в блоге Ильи Варламова.

Количество просмотров - 815


В этом разделе мы публикуем все новости и полезности и храним архивы новостей и статей с 2008 года
Компания
Новости
Франчайзинг
Ипотека
Реклама
Обучение и услуги портала