Коммерческая недвижимость. Рынок гибких офисных пространств, который начал бурно расти на фоне наступившего в кризис профицита качественных площадей в бизнес-центрах, столкнулся с первыми сложностями.

07.10.2019
Рынок гибких офисных пространств, который начал бурно расти на фоне наступившего в кризис профицита качественных площадей в бизнес-центрах, столкнулся с первыми сложностями. Небольшие и даже крупные управляющие компании начинают проигрывать конкурентную борьбу в Москве девелоперам коммерческой недвижимости, которые вынуждены создавать коворкинги, чтобы получить хотя бы минимальную доходность с невостребованных помещений.

По прогнозам CBRE, в 2019 году совокупный объем предложения гибких офисов в Москве может увеличиться на 37%, до 180,4 тыс. кв. м. Замедляться динамика пока не будет. Аналитики Cushman & Wakefield ожидают сохранения темпов роста сегмента в 2020 году на уровне 40%.

СЕО сети рабочих пространств «Ключ» Георгий Голенев отмечает, что сейчас в московских коворкингах суммарно работают около 30 тыс. человек: «С одной стороны, это лишь 0,9% от 3,3 млн человек, собранных в классических офисах, с другой — спрос на новые пространства колоссальный».

Предпосылки к росту

Партнер Cushman & Wakefield Наталья Никитина предлагает сначала разобраться в терминологии: на долю классических коворкингов, где рабочие места ни за кем не закрепляются на долгий срок, по ее оценкам, приходится 15–20% площадей. Глобально сегмент формируют сервисные офисные пространства с фиксированными рабочими местами, так называемые гибкие офисы.

В России весь этот формат традиционно называется коворкингами. Впервые он появился в стране в 1998 году, когда на рынок вышел международный оператор Regus, чья штаб-квартира находится в Люксембурге. «Исходно такие офисы были дорогими, их использовали в основном иностранные компании»,— вспоминает госпожа Никитина. Долгое время рынок практически не рос. Эксперт поясняет, что операторам гибких офисов было очень сложно «продать» свою концепцию собственникам.


Но с кризисом 2014 года ситуация начала быстро меняться. Наталья Никитина считает, что ключевой причиной стал резкий рост невостребованных офисных площадей. Как следует из данных Knight Frank на конец 2015 года, ставшего одним из худших в истории рынка коммерческой недвижимости, в Москве пустовало 3 млн кв. м офисных помещений. В абсолютном значении этот показатель превышал аналогичное значение 2009 года в полтора раза. Объем чистого поглощения площадей составил 221 тыс. кв. м, сократившись сразу на 53% относительно 2014 года. Выбирать девелоперам было не из чего. «К тому же на рынке появилось много стартапов, усилилось поколение миллениалов, для которых важно было вместе с офисом получить комьюнити, концепция гибких офисов стала пользоваться большей популярностью»,— рассказывает госпожа Никитина. Как следствие, добавляет руководитель бизнес-направления гибких офисных решений CBRE Татьяна Шараева, если в 2014 году на рынке было четыре коворкинга, то в 2016 году — уже 20.

Самый серьезный сдвиг наблюдался по итогам прошлого года, когда, по данным CBRE, объем предложения гибких офисов Москвы вырос сразу на 57 тыс. кв. м, или на 65%. «Бизнес больше не готов нести капитальные расходы, компаниям нужен быстрый вход и выход из арендных условий, без затрат на отделку и оборудование»,— отмечает госпожа Шараева.

Новые инвесторы

Профессиональные операторы гибких офисов и малый бизнес недолго оставались главными участниками рынка в России, на него пришли девелоперы коммерческой недвижимости. В июне 2019 года стало известно о планах Capital Group в ближайшем будущем открыть 20 тыс. кв. м коворкинг-пространств под брендом Business Club. Развивать проект планирует сын основного собственника компании Герман Тё. Первый объект будет открыт в подконтрольной девелоперу башне «Город столиц», второй — в башне «Око», также принадлежащей группе. В самой компании подчеркивают, что речь пойдет о новом для нее виде бизнеса: если офисная недвижимость — прежде всего строительство, то коворкинги — это аренда, отделка и дальнейшая субаренда.

В июле аналогичные планы сформулировала O1 Properties: для развития гибких офисных пространств топ-менеджмент компании создал структуру Space 1. В компании пояснили “Ъ”, что сеть будет ориентироваться на спрос со стороны крупных компаний, в аренду которым будут предоставляться изолированные офисы, сдавать маленькие кабинеты и отдельные рабочие места не планируется. Одновременно стало известно о намерении выйти на рынок коворкингов основного владельца группы ПИК Сергея Гордеева. Представитель бизнесмена не ответил на вопросы “Ъ”.

Директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Константин Лосюков объясняет, что для крупных игроков вложение в гибкие офисы менее рискованное, чем для небольших участников рынка. «У многих из них уже есть офисные площади, а значит, им не требуется нести затраты на аренду, что существенно улучшает экономику отдельно взятого проекта»,— объясняет он. Эксперт отмечает, что открытие гибкого пространства дает возможность эксплуатировать невостребованные площади бизнес-центров.

Подробно с графиками на https://www.kommersant.ru/doc/4112228?from=main_5

Количество просмотров - 64


В этом разделе мы публикуем все новости и полезности и храним архивы новостей и статей с 2008 года
Компания
Новости
Франчайзинг
Ипотека
Реклама
Обучение и услуги портала